Главная страница -    Леонид Кипарисов.  Живопись, проекты.    Head Page -   Leonid Kiparissov. Painting.

       Былинный Мир. Основные закономерности (видео)     

 

            "Былины - это история народа, рассказанная им самим" - эти слова принадлежат выдающемуся нашему соотечественнику, собирателю и популяризатору русского фольклора Александру Федоровичу Гильфердингу (1831-1872).

            Традиционно,  былины не записывались, а запоминались на слух, переходя от одного исполнителя к другому. Часто даже сами сказители были  неграмотны (это при том, что их герои, былинные богатыри, были грамотны, и, более того, грамотность считалась одним из необходимых богатырских качеств, богатырь должен быть грамотен).

            Знаменитый Трофим Григорьевич Рябинин (1801-1885), народный сказитель, родоначальник династии народных сказителей Рябининых (житель деревни Серёдки, близ Олонца, восточный берег Ладожского озера) знал на память до 600 былинных песен. Кажется невероятным, каким образом сказитель удерживал в памяти такие объемы текстов, однако, это было так.

            Лучшими сказителями, как правило, оказывались не профессиональные исполнители, которые промышляли своим пением, а те, кто занимались им как истинные художники, из любви к искусству. Чаще всего это были зажиточные крестьяне, состоявшиеся в своей крестьянской жизни. Как писал Гильфердинг: “былины, по-видимому, укладываются только в таких головах, которые соединяют природный ум и память с порядочностью, необходимою и для практического успеха в жизни”.

 

             Вот как пишет известный собиратель русского фольклора  П. Н. Рыбников о том, как он впервые услышал исполнение былин (он был застигнут непогодой на пустынном острове в Онежском озере на постоялом дворе):

            “ Я улегся на мешке около тощего костра, заварил себе чаю в кастрюле, выпил и поел из дорожного запаса, и, пригревшись у огонька, незаметно заснул. Меня разбудили странные звуки: до того много я слыхивал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дремоту я рассмотрел, что в шагах в трех от меня сидят несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою, белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением в лице. Присоседившись на корточках у потухшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому, и пел свою песню, перерывая ее иногда усмешкою. Кончил певец и начал петь другую песню: тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце, богатом госте. Разумеется,  я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Стал расспрашивать, не знает ли он еще что-нибудь...”

Этот старик был Леонтий Богданович, известный исполнитель былин.

            Интересна судьба Рыбникова. В молодости Павел Николаевич занимался революционной деятельностью, за это был выслан на Север, в Прионежье. Там он остепенился и занялся полезным делом - собиранием русского фольклора. Такой вот пример вдумчивого и созидательного вмешательства государства в судьбу своих сограждан.

 

            Не очень понятно, когда же появились первые былины. Жанр этот устный, древних записей нет. Однако, в основе былин лежат, как правило, реально происходившие исторические события . Проходя сквозь призму творческого восприятия былинного сказителя, эти истории преображались, видоизменялись, получали гротескные и аллегорические черты. Из известных былин самым древним сюжетом представляется былина о походе Вольги в Индию богатую, вероятно она навеяна походом новгородского и киевского князя Олега (Вещего Олега) на Царь-град, т. е. начало 10-го века.

 

            Былины условно делятся на Киевские (  про Святогора, князя Владимира, Илью Муромца, Добрыню Никитича, Михайло Потыка, Алешу Поповича), Новгородские - про Садко и Василия Буслаева, а также Московские (большей частью про Ивана Грозного), Петровские и другие.

            Впервые тексты русских былин (Московских) были записаны англичанином Ричардом Джеймсом в начале XVII-го века. Он был в России, при дворе царя Михаила Федоровича. Ричард живо интересовался русской историей, личностью Ивана Грозного, историей смутного времени, путешествовал по стране. Он составил первый англо-русский словарь. В известном фильме "Иван Васильевич меняет профессию" звучит песня про "Крымского царя собаку"  -  текст этой песни был записан Ричардом Джеймсом.

             В  начале следующего, 18-го века,  Киршей Даниловым были записаны наиболее известные Киевские и Новгородские былины. Кто такой этот Кирша, доподлинно не известно, известно только, что он работал по заданию сибирских промышленников Демидовых.

            Свод былин Кирши Данилова оказал заметное влияние на литературную среду.   Вот как описывает молодой князь Павел Вяземский, сын Петра Андреевича Вяземского, близкого друга Пушкина, посещение Пушкинской квартиры:  "...В щегольской, уютной гостиной Пушкина, оклеенной диковинными для меня обоями под лиловый бархат с рельефными набивными цветочками, я нашел на одной из полочек, устроенных по бокам дивана, никогда мною невиданное и неслыханное собрание стихотворений Кирши Данилова. Былины эти, напечатанные в важном формате и переданные на дивном языке, приковали мое внимание на весь вечер. (...) С жадностью слушал я высказываемое Пушкиным своим друзьям мнение о прелести и значении богатырских сказок и звучности народного русского стиха. Тут же я услыхал, что Пушкин обратил свое внимание на народное сокровище, коего только часть сохранилась в сборнике Кирши Данилова, что имеется много чудных, поэтических песен доселе не изданных и что дело это находится в надежных руках Киреевского. Среди последователей Вольтера, Мармонтеля, Блэра и ле Бате я, быть может, был единственное лицо, подготовленное понимать и сочувствовать восторженной оценке Пушкиным нашей народной поэзии..."

 

            В продолжении мысли об истоках русской литературы. К былинам, былинным сюжетам, цитатам из былин обращались многие русские писатели. Великий Лев Толстой был не только автором "Войны и мира", "Казаков" и  "Анны Карениной", он был еще и составителем сборника былин - книжки для детей.

 

            В IXX веке в Европе заметно возрастает интерес к фольклору, к народному эпосу. В Германии Карл Зимрок, а в Финляндии Элиас Лённрот, сводят разрозненные немецкие и финские народные истории в целостные поэмы "Песнь о Нибелунгах" и "Калевала".

            Наши киевские былины,  хотя и самые многочисленные,  к середине IXX века представляли собой тоже разрозненные истории, часто не полностью сохранившиеся, но, несомненно, было видно, что это части одной  большой народной эпопеи. Задачу объединить разрозненные истории в целостную картину поставил себе Василий Петрович Авенариус (1839-1923).

            Авенариус проделал большую  работу. Ему удалось собрать наиболее полные тексты былин, выбрать лучшие варианты. То есть, если сюжет дублировался в разных списках, в разных вариантах былин, то выбирался наиболее драматичный, наиболее литературно красивый вариант. Если же какие-то части былин оказывались разрушенными, отсутствовал текст, то он заменял эти места аналогичными сохранившимися, не меняя смысла былины. Не менее важной частью работы было составление разрозненных историй в одну общую картину. Удалось расположить истории в вероятностно-хронологической последовательности, в них были определены временные и личностные связи между героями. То есть, кто когда приехал в Киев, кто кому брат, кто сват, кто на ком женат, кто какие совершил подвиги и в какой последовательности. В результате получился огромный, полный внутренних связей, былинный богатырский мир с центром в стольном граде Киеве на “честном пиру” князя Владимира.

            В своей работе Авенариус использовал как труды своих коллег собирателей и популяризаторов старины - П.В.Киреевского, П.Н.Рыбникова, А.Ф.Гильфердинга, так и личное общение с современниками - былинными сказителями. Записи Авенариуса донесли до нас имена лучших сказителей своего времени: Трофим Григорьевич Рябинин, Леонтий Богданович, Илья Елустафьев, Игнатий Андреев.

            В 1875 году Авенариус издал “Книгу о киевских богатырях”, в которую вошли 22 избранные Киевские былины. Потом книга была дополнена Новгородскими, Московскими и Петровскими былинами. Книга пользовалась огромной популярностью, неоднократно переиздавалась в дореволюционное время, и считалась наиболее поэтичным и правильно структурированным сводом былин.

            Надо сказать, что Василий Петрович был незаурядной личностью. Родился в 1839 г. в семье лютеранского пастора, имя по рождению Вильгельм. Служил в министерстве народного образования, а впоследствии в министерстве внутренних дел (тайный советник, по-современному  генерал-полковник). По своим взглядам Авенариус был убежденным антиреволюционером и монархистом.  В 1865-67 годах он опубликовал антинигилистические повести “Современная идиллия” и “Поветрие”. Повести встретили резкое осуждение литературных критиков. Критика тогда  симпатизировала модным революционным настроениям. После этого Василий Петрович сосредоточился на литературе для детей, где и достиг известности, многие его произведения были рекомендованы для обязательного чтения в гимназиях, а его собрания былин  в начале 20-го века переиздавались каждые два-три года. Но, вот, что для нас плохо - советские литературоведы переняли от критиков-разночинцев эстафету неприязни к писателю, и в советское время его книги ни разу не переиздавались, имя Авенариуса даже не упоминалось среди имен собирателей русской старины, а читатели не имели представления о существовании систематизированного свода наиболее красивых и поэтичных вариантов русских былин.

 

            Так что же представлял собой былинный мир?

 

             Сначала географически. Мы имеем ввиду прежде всего киевские былины, потому:

 В центре - стольный град Киев.  Там княжеский двор князя Владимира Солнышка, там всегда идет пир.

 

            Почестен пир. И днем и ночью, в любое время года, когда бы русский богатырь не приехал ко двору князя - он всегда попадает на пир. Там он может покушать, выпить вина, рассказать о своих подвигах.

 

            Важнейшие реки, - Днепр, Дон, Волга, Ока, Дунай. На западе Святые горы - Карпаты, на юго-восток - Сорочинская гора - гора на Кавказе, слово происходит от "сарацин", Сарацинская гора. Там базировался Змей Горынчич.  На севере - Латырь-гора - какая-то гора, которая стояла на берегу Латырь-Моря, Балтийского. Название "латырь" это производная от греческого "электрон" , "янтарь", значит, горючий - горючий камень.  Балтийское море связывалось с янтарем. На юг - моря: Черное, Сурож ( Азовское) и Хвалынское (Каспийское).    

 

     Все чужие страны на юг и восток от Киева назывались Орды. В них правили цари и царевичи. Все чужие страны на запад - Литвы, в них правили короли и королевичи. Очень далекие страны назывались Индиями. Древние рапсоды не очень хорошо знали местоположение конкретной Индии - для них это просто далекая и богатая страна.

 

            Леванидов крест. Где он установлен, точно сказать нельзя, но, это обычно перепутье дорог в чистом поле, от него начинаются богатырские путешествия, около него происходят важные события, встречи, договоры, переговоры, принятия решений... Название происходит от Леванидовых лугов близ Киева. Река Смородина - мифическая река, самородная - сама рождается,  она течет не в каком-то определенном месте, а там, где происходят важнейшие события, сражения, стоят богатырские заставы.

 

            Кто такие богатыри?

            Слово "богатырь" тюркского происхождения, но в русский язык оно вошло очень органично, вероятно потому, что оно созвучно со словами Бог, богатый. В народном понимании, у богатырей - высшие божественные качества, они - богатые силой и духом, в отличие от, например, просто силачей.

 

            Богатырей можно условно разделить на старших и младших. Старшие - это герои до-князь-владимирской эпохи.  Они похожи на полубогов-титанов: Святогор, Вольга Всеславович, Микула Селянинович, Самсон Колыванович.  Они ставят себе грандиозные задачи - поход на Индию, поднятие "земной тяги", выловить всех рыб из рек, поймать всех зверей в лесах...  Они борются не столько с людьми, сколько с непокорными силами природы.  Порой они такие мощные, что их даже не носит мать-сыра-земля. Порой они в ней тонут, проваливаются. Например, Святогор-богатырь мог нормально обитать только в Карпатах, в горах. Считается, что все былинные русские богатыри православные христиане, но по духу и по сюжету былины про старших богатырей скорее отяготеют к дохристианскому, кочевому, языческому времени.

 

            Другое дело младшие богатыри - Илья Муромец, Добрыня, Алеша Попович. Они живут в Киеве, служат у князя Владимира, общаются, вместе пируют, вместе сражаются, вместе служат на богатырских заставах. Приставка "млад" (например, Алеша Попович млад) указывает не только на вечную молодость героя, но и на его статус "младшего богатыря". Есть даже такое: " Старый Илюша Муромец млад" . Ему не меньше 30 лет, но он млад. "Младших" богатырей можно понимать как опоэтизированные типы сложившейся на то время русской общины.

            Действительно Илья Муромец - выходец из крестьян села Карачарово под Муромом. Была даже проблема его вступления на богатырскую службу, крестьяне туда не принимались, Алеша Попович был резко против, но Самсон Колыванович, "старый" богатырь, вступился за Илью, сделал его названым племянником.

            Алеша Попович - попович - из духовного сословия, и некоторая комичность этого героя происходит, вероятно, от традиционно ироничного отношения крестьян-сказителей к выходцам из поповской среды.

            Добрыня - боярский сын, киевлянин, родился в Киеве. Ставр Годинович, Соловей Будимирович и Чурила Пленкович - купцы.

 

            Почему я с такой определенностью говорю о социальной принадлежности -

потому, что у былинных героев, как правило, есть прототипы  - реально жившие исторические персонажи. Они часто бывают собирательными, в них можно найти множество анахронизмов, но так или иначе, можно установить соответствия:

            Владимир Солнышко - князь Владимир Святославович (Владимир Святой, креститель Руси), его жена княгиня Апраксия -  историческая Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода. Илья Муромец - воин Илия Муромец Печерский, мощи его покоятся в Киево-Печерской лавре. Вольга Всеславович - князь новгородский и киевский Олег (Вещий Олег), Добрыня Никитич - это Добрыня, воевода князя Владимира Святого. Алеша Попович - воевода князя ростовского Константина, а затем князя киевского Мстислава, Александр Попович. Здесь нетрудно заметить, что реальные герои-прототипы жили в разное время - например, князь Владимир и его воевода Добрыня на 200 лет раньше, чем Илья Муромец и Алексей Попович, но в былинном мире  волей сказителей они - современники.

 

            Что можно сказать о том, как выглядели былинные богатыри внешне? Есть много трактовок, но совершенно точно, по моему глубокому убеждению, они не могли выглядеть так, как выглядят герои американизированных боевиков, эти огромные бодибильдеры с арбузными бицепсами. С точки зрения профессионального бойца, такой монстр представляет собой всего лишь большую удобную мишень.

            В былинах наши богатыри описываются как сильные, мужественные, бесстрашные, но нигде не упоминается об их исполинских размерах. Вот противники их были подчас действительно огромны, у Тугарина Змеевича промеж глаз калена стрела помещалась. Однако, Алеша Попович его победил.

 

            На что же нам ориентироваться? Как выглядели наши русские  богатыри? те, кого мы знаем?

            Иван Поддубный. Всемирно известный великий легендарный борец, многократный чемпион мира по французской борьбе, чемпион чемпионов. Рост 183 сантиметра, не так уж много. Однако никто не мог ему противостоять в течение многих лет ни в Европе, ни в Америке. Настоящий богатырь.

            Семен Михайлович Буденный, легендарный красный кавалерист, маршал, полный георгиевский кавалер, герой Первой мировой и гражданской войн. Человек необычайной силы, это отмечали все, кто его знал, необычайной ловкости, военного таланта, и при этом - чудесного везения. Он ходил в разведки, лично возглавлял конные атаки - однако, не был ни разу ранен. Существовала легенда, что он заговорен от пуль. Как Илье Муромцу - смерть на бою не писана. Было поверье, что его бурка - волшебная, приносит хозяину неуязвимость. Бывало, что во время митингов в деревнях, когда Буденный на них выступал, крестьяне пытались подобраться к нему поближе и отрезать от бурки хотя бы маленький кусочек на счастье. Одним словом, чудо-богатырь.

            Наконец, наше время - Федор Емельяненко. Федор, наш современник, многократный чемпион мира по боевому самбо и смешанным единоборствам, гордость страны. Все желающие могут посмотреть видео с записями его боев и насладиться его искрометным победным стилем. Рост тоже невелик - 182 см.

 

            Настоящий русский богатырь  - это масса, сконцентрированная в компактной форме. Это как стальное ядро - огромный импульс, несокрушимый и всесокрушающий.

 

 

            Много сходства с современной российской жизнью можно увидеть в традиционных побудительных мотивах действий былинных богатырей, этих всесокрушающих стальных ядер.

            Вот, много поживший и много повидавший Святогор из любопытства влезает в гроб, чудесным образом оказавшийся у него на дороге, и погибает  - всем нам знакомо губительное любопытство.

            А вот, традиционный былинный термин -"поляковать" - от слова поле - это значит выехать в “чисто поле” на поиски приключений. Бесстрашно встретить опасность, если незнакомый богатырь - ударить незнакомца палицей, чтобы отведать, кто круче, кто сильнее - чтобы было что рассказать на пиру князя Владимира. Как это по-русски!

Или, вот, выбор, камень на перепутье трех дорог: “где женату быть”, “где богату быть” и “где убиту быть”. Представьте себе героя “Тысячи и одной ночи” или древнегреческого эпоса перед таким  выбором - они выберут принцессу или сокровища, но не таков наш богатырь Илья Муромец, он без колебания выбирает “где убиту быть”... Почему? Потому, что больше загадки, больше опасности, больше риска, подвига, ставка выше - человеческая жизнь, “буйна голова”.

            Еще есть похвальба, русское качество. В былинах оно не трактуется как отрицательное, наоборот, богатырская похвальба реальными заслугами поощряется, если на пиру князя Владимира богатырь сидит тихо, скромно, о своих подвигах не рассказывает - то -...он просто не жил. И Владимир подходит, спрашивает, а что ты не весел, молчалив, может кушанье тебе не по нраву?

            Но, наказуемо пустое хвастовство. Ставра Годиновича посадили в тюрьму по подозрению в том, что хвастался на честном пиру несуществующими достоинствами своей молодой жены, но, когда Василиса Микулична, его жена, приехала в Киев и своим поведением доказала, что  муж говорил чистую правду, князь Владимир выпустил Ставра на свободу и пожаловал его правом беспошлинной торговли в Киеве за его “за похвальбу великую”. А в другой былине Алеша Попович самонадеянно похвастался победить любую силу “любую силу, хоть небесную” - в результате погибли вообще все главные киевские богатыри, перевелись богатыри, в один час превратились в камни. Это к вопросу, каким способом могут перевестись богатыри на земле русской. Перевестись могут через самонадеянность.

 

            А какая увлекательная у богатырей личная жизнь! Она отнюдь не заканчивается свадьбой счастливых влюбленных, наоборот, часто истории только начинается после свадьбы.  Былина про Михайло Потыка и его жену: “...Захотела Марья Лебедь Белая поискать над мужем мудрости: с вечера ли расхворалася, ко полуночи ли разболелася, а ко утру и переставилась...” - какова завязка, - мудрости поискать над мужем!

            А вот, Алеша Попович млад  решил отбить жену у Добрыни Никитича млада, когда тот был в отъезде, и почти удалось, а ведь они были братья названые, крестовые....

 

            Надо сказать о богатырских конях. Это особые животные. Они сильны, бесстрашны, помогают своему хозяину преодолевать трудности пути, побеждать врагов. Обычно они мужественны и молчаливы, но когда сюжет доходит до крайности, до черты жизни и смерти, они могут обратиться к хозяину с советом, дать ему новую установку. Лучшие богатырские кони находятся в родстве друг с другом, они отличаются тем, что могут в один прыжок преодолевать огромные расстояния. По преданию, конь Ильи Муромца преодолел расстояние от Мурома до Чернигова за два прыжка. В некоторых былинах есть упоминание о "крылышках подкожныих", которые помогают коням в полетах. Чтобы конь был здоров и силен, его надо выводить на прогулку рано по росе, расчесывать дорогим гребнем и кормить белояровой пшеной. Сбруя богатырских коней украшается золотом, серебром, камнями-самоцветами и скатным жемчугом. Сбруя такая сверкала как приборы дальнего и ближнего света. Как говорил Илья Муромец: "Чтобы мне в осенней ноченьке путь был светел аж на три версты".

 

            Былинный язык очень выразителен. Выразителен настолько, что значения некоторых ныне вышедших из употребления слов узнаются нами по их звучанию. Вот, например, словечко: приужахнуться - “сердечко приужахнулось”. Ужас такой,... но не безмерный, короткий, быстро проходящий, приужахнулось... и отпустило.  Или, про Илью Муромца среди разбойников: “...Со всех сторон его старого облавили, хотят его старого ограбити...” - видно, что разбойники проворны, но чувствуется, что ничего у них не получится - ведь это Илюша Муромец, если он выстрелит из лука разрывчатого в дуб кряковистый, так дуб разлетится на черенки ножовые. Целый дуб на ножовые черенки, каково?

            Про Святогора: ”Встрепенулося сердце молодецкое, заиграла силушка по жилочкам, так вот живчиком и переливается...”  Силушка у него живчиком, пассионарий.

 

            У каждого былинного героя свои особенности речи, свои словечки, свой темп.

Вот, например, воровская риторика Соловья разбойника: (это он князю Владимиру говорит. Соловей разбойник пострадал от Ильи Муромца, а от князя Владимира еще не пострадал, потому говорит надменно) “Не у вас сегодня хлеба кушаю, так не вас сегодня и послушаю! Я сегодня кушал у Ильи у Муромца, одного Илюшу и послушаю”.

           

            А, вот, князь Владимир обращается к Добрыне:

Князь Владимир имел дело с мощными харизматичными личностями, приходилось быть политичным -

А спасибо же тебе Добрынюшке

Сослужил ты службу мне великую

Отыскал ты мне любимую племянницу

Никого не мог сыскать я в целом Киеве

Изо всех могучих из богатырей

Одного тебя нашел Добрынюшку!

......

тонкая лесть - никого не мог найти, а вот тебя нашел.

 

 

            Что важно еще отметить. В былинах, в отличие от сказок, где морализаторский посыл ярко выражен, настолько ярко, что понятен даже самым юным слушателям, в былинах этот посыл определен слабо. Ну, действительно, молодой Дунай Иванович убивает свою невесту в день свадьбы - почему?..., можно понимать и так и этак, можно даже ему сопереживать, но автор не дает однозначного приговора героям. Он только как бы приоткрывает на какое-то время окно в волшебный мир, всё, что увидите - все ваше...

 

            В этом смысле интересно рассмотреть былины как предтечу русской литературы, а по моему мнению, былины - это один из истоков Пушкинской традиции. Какая мораль в Евгении Онегине? тоже можно судить и так и этак. Можно находить оправдания и Евгению, и Татьяне. Похоже на былину - отрезок бытия, выхваченный острым взглядом сказителя из непрерывности времени, - чему учит - понимайте в меру своего разума и жизненного опыта.

            Или вот, "Записки охотника" Ивана Тургенева. Чем занимается автор? - полякует в чистом виде. Бродит по лесам и полям в поисках приключений. Он, конечно, не бьет встреченных незнакомцев палицей по голове, но он писатель, его добыча - интересная история.

            Тот же мотив странствия, ту же былинную неоднозначность авторских оценок мы находим и у Толстого в "Казаках", и у Бунина в "Жизни Арсеньева" и у Паустовского в "Книге о жизни", и много еще где в русской литературе. Вообще, готов высказаться резко по поводу русских и советских писателей: есть великие русские писатели - это те, которые знали и понимали былины, и писатели так себе - это те кто былин или не знает, или не понимает.

            Но, не хочу дальше выводить выводы, хочу окончить свое изложение подобно былинному сказителю, с надеждой, что каждый читатель выберет для себя то, что ему по нраву, руководствуясь здравым смыслом и жизненным опытом.

 

     Леонид Кипарисов   kipariss@mail.ru 

 

Былины из собрания В.П.Авенариуса на YouTube (видео) -

- https://www.youtube.com/watch?v=ukmx4JRVtiQ&list=PL53_gpSJ4HkDb1G4NHrLe2FeF30o27AbK

 

На главную страницу сайта:

                

Каталог сайтов - Refer.Ru                        Рейтинг@Mail.ru