Главная страница -    Леонид Кипарисов.  Живопись, проекты.    Head Page -   Leonid Kiparissov. Painting.

 

 

 

Открытие крокетного сезона 2007

 

 

 

Франция. Нант 2008

 

Открытие крокетного сезона 2009

Открытие крокетного сезона 2008

 

Открытие крокетного сезона 2012

Открытие крокетного сезона 2013

Детский чемпионат Комарово 2013

Детский чемпионат Комарово 2013

Детский чемпионат Комарово 2013

Открытие крокетного сезона 2015

Детский чемпионат Комарово 2015

 

Открытие крокетного сезона 2016

Петербургский крокет     

       

  

 

 

“Нет, нет, сударыня, это не по правилам! Не умеете ножку на шар ставить, бьете по ней молотком - ваша вина. А два раза крокировать не полагается...”  
                                     
       И.А.Бунин, “Зойка и Валерия”.

 

 

 

 

 

 

     Сroquet - англ. и франц. - крючок. Считается, что прародителем крокета была игра, придуманная древними римлянами еще до нашей эры. Похожая на крокет игра существовала с XIV века на юге Франции. Наконец, примерно с XVII века крокет начинает развиваться в Англии, где он достигает огромной популярности. Насколько глубоко проник крокет в сознание англичан можно судить по тому, что Алиса в Стране Чудес играет в крокет не просто так, а использует вместо крокетных молотков гусей, а вместо шаров - ежей.

 


 

 

 

 

 

       В России крокет получил большое распространение в конце IXX - начале ХХ века в среде помещиков и дачников. Игра становится привычным летним занятием в российских поместьях того времени. Герои Ивана Бунина, например, с увлечением играют в крокет.
Юрий Анненков оставил письменные воспоминания о людях искусства своего времени. В частности, он приводит историю о том, как играл в крокет с Владимиром Маяковским. Они играли на поле Анненкова, на его даче, чем отчасти объясняется, что Маяковский проиграл пять рублей. Поэт очень разозлился и деньги отдавать не хотел, и так и не отдал.


       В советское время интерес к крокету падает. Объясняется это, по всей видимости, тем, что игра начинает воспринимается как буржуазная. К 70-м годам XX века крокет практически полностью исчезает с игровых пространств России. (Исчез настолько, что нынешние жители России постоянно путают крокет с крикетом. КрИкет - совсем другая игра, похожая на лапту или бейсбол. Там игроки со всего размаха лупят битой по мячику и бегают по полю.)

        Существует несколько разновидностей классического крокета - английский, американский и русский. Всех их объединяют сходные атрибуты - воротики, шары, молотки и сходные правила - игроки или команды игроков должны провести свои шары через воротики, расположенные в определенном порядке, по очереди ударяя по шарам деревянными молотками. Команда или игрок, прошедший весь путь первым - выигрывает. Мы не будем изучать правила классического крокета и не будем сравнивать национальные его разновидности. Как бы там Алиса не катала ежей гусями, как бы там Маяковский не берег свою пятерку, наша цель - петербургский крокет.    

 

 

      Петербургский крокет возник в середине 90-х годов ХХ века.   Окончательно правила сложились к 2005-му году. С 2007-го ежегодно в начале мая в поселке Комарово проводится традиционный турнир "Открытие крокетного сезона". В 2013 и в 2015 году были разыграны  "Детские чемпионаты Комарово".

 

       Правила петербургского крокета придуманы мною и отличаются от правил классических разновидностей.
       Во-первых, играют только два соперника и используют только три шара.
       Во-вторых, петербургский крокет не требует больших ровных пространств - достаточно площадки от 4х4 м. Можно играть на земляном покрытии, на коротко постриженной траве. Т.е., по сути, можно наладить новую крокетную площадку за каких-нибудь 15-20 минут.
        В-третьих, и это принципиальное отличие, в петербургском крокете противоборствующие игроки выполняют не параллельные задачи как в классических разновидностях - провести шары по одинаковому заданному пути, а выполняют противоположные задачи - один игрок пытается провести свой шар сквозь ворота, а другой старается ему в этом помешать, если это ему удается, они меняются ролями - принцип, похожий на тот, который используется, например, в игре в бейсбол - одна команда атакует, перемещая игроков по полю, другая обороняется. Это противоборство ведет к столкновению характеров, а где столкновение характеров - там начинается мир удивительного.

 



 

 

                                Леонид Кипарисов           kipariss@mail.ru
         

 

  Правила игры:


      Основные положения:


     Игроков двое. Играют на квадратном поле без травы размером от 3х3 до 5х5 м. Играют клюшками и шарами. Шаров - 3, разного цвета (традиционно: красный, оранжевый и белый), 5 см в диаметре, деревянные. Клюшки - деревянные, похожие на клюшки для гольфа. На игровом поле стоят маленькие ворота из деревянных колышек или пластмассовых штанг.    Ширина створа ворот  7 см, диаметр штанг - от 2,5 до 3 см. Ворот - четыре, они расположены на поле квадратом или ромбом и имеют номера 1, 2 , 3, 4(главные ворота) - по часовой стрелке. Расстояние между воротами от 2 до 4 м, последующие ворота повернуты к предыдущим на 90 градусов, правильный вход в ворота - со стороны центра поля. Перед входом у каждых ворот имеется “зона ворот” - маленькая территория 40 см в диаметре. Небольшие неровности игрового поля не являются его недостатком, а являются его неотъемлемой составляющей. Игроки не имеют права изменять поверхность поля (выравнивать и т.п.), но могут убирать с поля посторонние предметы (ветки, шишки и т.п.). По краям поля или позади ворот могут быть установлены бортики. Границы поля обозначены только зрительно, строгих игровых границ поле не имеет - как бы далеко не вылетел шар в процессе игры за край поля или за бортик, он должен быть пробит с того места, где он остановился.
Каждый из двух игроков имеет свой шар (N1 или N2, красный или оранжевый) и одну на двоих шар-биту (”биту”,  белого цвета). Один из игроков (по жребию) начинает игру своим шаром (например, шаром N1), другой игрок начинает играть битой.  Удары делаются по очереди. Задача ИГРОКА ШАРОМ - попасть своим шаром за любое количество ходов в следующие ворота, затем в следующие и т.д. по порядку (ворота N1, N2, N3, N4). Задача ИГРОКА БИТОЙ - попасть битой по шару противника. Если он попадает (касается) шара, то шар противника считается “выбитым” и происходит "смена ролей" - ИГРОК БИТОЙ начинает играть своим шаром (в данном случае шаром N2) , а ИГРОК ШАРОМ начинает играть битой с того самого места, где она осталась после удара его предшественника. Если ИГРОК ШАРОМ проходит в следующие ворота - следующий его удар - из любого места в зоне этих ворот. Если его шар выбивают - он возвращает свой шар к тем воротам, из которых он вышел и начинает играть битой. После следующей смены ролей он начинает играть своим шаром из зоны тех ворот, у которых остался его шар.
     Например: Шар №1 вышел со старта (из зоны главных ворот) и прошел сначала в ворота №1, потом ворота №2. Затем вышел из зоны ворот №2 и направился к воротам №3, но был выбит битой. Шар должен быть возвращен к воротам №2 и произведена смена ролей - ИГРОК ШАРОМ играет теперь битой с того места, где она остановилась, а ИГРОК БИТОЙ - шаром от исходного положения - из зоны ворот №4(главных ворот). После следующей смены ролей шар №1 начинает свой путь уже не из зоны главных ворот, а из зоны ворот №2 к воротам №3.
     Неиграющий шар служит меткой, обозначающей пройденный игроком путь. Он  ставится в удобное место за краем поля вблизи тех ворот, которые последними прошел игрок.

  
Побеждает игрок, который первым пройдет своим шаром все ворота по порядку: N1, N2, N3 и N4 (главные ворота).

Схема игрового поля (начало игры):



 

Правила выполнения  ударов:


   Удары по шарам производятся по очереди. Удар можно производить только после полной остановки обоих шаров после предыдущего удара противника. Удар должен быть произведен как однократный щелчок клюшкой по шару. Нельзя делать множественные удары, "захваты", волочения шара по полю. Во время проведения удара нельзя касаться своей клюшкой шара противника.
   Удары можно производить в любом направлении, за одним исключением: шаром нельзя пробивать в ворота с тыльной(обращенной к краю поля) стороны. Бита может проходить ворота с любой стороны.
   Игроки не должны препятствовать проведению ударов противником, не должны загораживать направление предполагаемого удара противника.

                                   

выполнение ударов: боковая стойка и прямая стойка

 

 

 



Правила ведения игры:


1. В начале игры ИГРОК ШАРОМ находится в зоне ворот N4(главных ворот), ИГРОК БИТОЙ - в зоне ворот N3.


2. После смены ролей и в начале игры первый удар за ИГРОКОМ ШАРОМ.


3. После смены ролей, после прохождения ворот и в начале игры ИГРОК ШАРОМ производит удар из любого места в зоне соответствующих ворот.

4. ИГРОК БИТОЙ пропускает ход, если ИГРОК ШАРОМ попадает по бите.
  Например: если бита загораживает шару проход к воротам, то ИГРОКУ ШАРОМ удобно сначала попасть по бите , ИГРОК БИТОЙ пропускает ход, и следующим ударом ИГРОК ШАРОМ имеет выгодную возможность провести свой шар в ворота. Но нельзя за два последовательных удара два раза подряд попадать шаром по бите - шар считается выбитым, происходит смена ролей.

5. ИГРОК БИТОЙ пропускает ход , если шар противника прошел в ворота.


6. ПРИЗОВОЙ удар: Если бита выбила шар сразу после смены ролей и сразу после первого хода ИГРОКА ШАРОМ - ИГРОК БИТОЙ переносит свой шар на одни ворота вперед и начинает игру своим шаром из зоны этих ворот.
   Удар не считается ПРИЗОВЫМ, если удар был произведен не после смены ролей, а только после первого удара ИГРОКА ШАРОМ после его выхода из очередных ворот, или, если ИГРОК БИТОЙ перед своим первым ударом после смены ролей пропускал ход, вследствие того, что в него попал шар ИГРОКА ШАРОМ (см. п.3 ).

7. Если бита в процессе игры встала в зону ворот, в которые направляется шар, то ИГРОК ШАРОМ должен за 3 удара успеть попасть в ворота или в биту (во втором случае отсчет 3 ударов начинается заново). Если бита вышла из зоны ворот - отсчет прекращается. Если ИГРОК ШАРОМ не выполняет эти условия за 3 удара - его шар считается выбитым, происходит смена ролей.
  Это правило направлено на провокацию ИГРОКА ШАРОМ к активной игре несмотря на то, что бита заняла очень выгодную позицию.

8.  Если шар прошел в ворота с неправильной (тыльной) стороны - он считается выбитым. Бита может проходить ворота с любой стороны.

9. Игровые ситуации, не регламентированные вышеизложенными пунктами правил, трактуются исходя из здравого смысла и логики игры - игра должна быть честной, смелой и красивой.

   Нарушения правил проведения ударов или правил ведения игры наказываются для ИГРОКА ШАРОМ сменой ролей, для ИГРОКА БИТОЙ - переходом его противника в следующие ворота.

 

 

Жесты судьи:

             

                

           

 


 

Основные  тактические приемы:

 

ИГРОК ШАРОМ:

1. Если невозможно попасть шаром в ворота с первого удара, то надо пробить шар в такое положение перед воротами, чтобы следующий удар был наиболее удобен:

 

 

 2. Если бита загораживает шару проход к воротам, то ИГРОКУ ШАРОМ удобно сначала попасть по бите (крокирование), ИГРОК БИТОЙ пропускает ход , и следующим ударом ИГРОК ШАРОМ имеет выгодную возможность провести свой шар в ворота:

 

 

3. Если бита стоит близко к воротам, то ИГРОКУ ШАРОМ следует поставить шар  дальше от биты, но так, чтобы ворота находились под наиболее выгодным для следующего удара углом:

 

 

4. После смены ролей не следует пробивать шар в направлении биты - велик риск проигрыша "призового удара" (см. п. 6 правил):

 

 

5. Если бита находится по одну сторону ворот, а шар по другую, то существует возможность шару "спрятаться" за воротами:

 

 

6. Если перед первым ударом шара из "зоны" бита стоит недалеко, то можно установить шар вблизи биты и произвести удар так, чтобы попасть по бите - ИГРОК БИТОЙ пропускает ход:

 

 

 

ИГРОК БИТОЙ:

 

1. Выигрышно ставить биту вблизи тех ворот, в которые должен пройти шар - перед воротами. Положение биты в "зоне" - как правило, выгодное положение:

 

 

2. Далеко стоящий шар выбивать рискованно, лучше поставить биту в удобную позицию перед воротами.

 

 

3. Если шар стоит в таком положении (очень близко), что ИГРОК БИТОЙ уверен, что выбьет шар, он должен провести удар так, чтобы бита отлетела как можно дальше от ворот, в которые надо будет двигаться новому ИГРОКУ ШАРОМ(бывшему ИГРОКУ БИТОЙ) после перемены ролей:

 

Леонид Кипарисов           kipariss@mail.ru


на главную страницу сайта:

 

 

 

 

 

       

 

Каталог сайтов - Refer.Ru                     Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru