Главная страница -    Леонид Кипарисов.  Живопись, проекты.    Head Page -   Leonid Kiparissov. Painting.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

             Сакральный смысл "Сказки о попе и его работнике Балде"

 

      Каким бы неожиданным на первый взгляд не казалось это сравнение, но пушкинские "Моцарт и Сальери" и "Сказка о Попе и его работнике Балде" - родственные произведения. Давайте в этом разберемся.

      Сюжет "Сказки" необычен, можно даже сказать, что в нем есть элемент абсурда - работодатель договорился с работником об оплате труда щелчками и по завершении контракта от этих щелчков умер. Ну, допустим со стороны попа (работодателя) логика объяснима - он хотел сэкономить, пошел на риск,  от этого трагически пострадал. Это со многими  случалось, и к описанию этих несчастных случаев порою приводились строки из той же "Сказки": "Не гонялся бы ты за дешевизной!" Тут все понятно. Но его работник, молодой парень по имени Балда, он же понимал, что оплата щелчками ни в какой мере его не обогатит, ни на полкопеечки, в ней нет никакого прагматического смысла? Почему же он так договорился?

      Чтобы понять смысл поступка героя,  надо обратиться к личности автора.  Литературоведы подводят нас к тому, что Пушкин услышал этот сюжет от своей няни Арины Родионовны. Но, ведь, сюжет этот его заинтересовал, он переложил историю на стихи, вдохнул в нее свой талант. Значит, этот Балда, его поведение, были близки пониманию великого поэта. Чем близки?

      Пушкин был одним из первых русских литераторов, который стал зарабатывать литературным трудом. И, несмотря на легкомысленное "не продается вдохновенье, но можно рукопись продать", поэт, конечно же, как и все профессионально работающие художники,  столкнулся с несправедливостью оплаты творческого труда, с несправедливостью оценки таланта.

      Ну, действительно, как его оценивать? По известности, по вниманию публики? Так, ведь, мы знаем, что Sic transit gloria mundi - сегодня gloria есть, а завтра нет, или наоборот. Сегодня удивительно представить, что в пушкинские времена находились критики, которые ставили Нестора Кукольника выше нашего любимого Солнца Русской Поэзии.

      Оценивать стоимость творческой работы по затратам времени и труда? Тоже неверно. Часто художник всей своей жизнью, всем своим опытом, всем отточенным годами профессионализмом подходит к тем коротким искрометным мгновениям, в течение которых создается его шедевр.

      Отсюда трудности оценки труда: Михаил Врубель продал Рябушинскому "Царевну-Лебедь" всего за 300 рублей, Франц Кафка не имел возможности жить литературным заработком, Федерико Феллини не получил денег от проката фильма "Сладкая Жизнь". Не могу подробно разбираться в такой конкретике, наворачиваются слезы. Наши дни: сотрудница петербургской художественной галереи "Мансарда Художников" вспомнила, что за все время их существования, за 25 лет, только один(!) покупатель отказался от 10-ти процентной скидки. Он сказал: "Я состоятельный человек, это хорошие работы, большой труд, почему я должен платить меньше?"

      Но, вернемся к "Сказке". Кто такой поп? Это представитель духовного сословия, в каком-то смысле символ добропорядочности, персонаж, который, предполагается, должен знать всему истинную цену. А, он, получается, не очень-то знает, пытается хитрить. А, кто такой Балда? Молодой сильный парень: работает за семерых, еще и с малышами нянчится, еще и чертей побеждает - несомненно, он талант, творческий человек, который, можно предположить, как и все люди такого склада, неоднократно сталкивался с несправедливостью оценки его труда. Балда - человек сильный, свободный, границы его творческих возможностей невероятны, он даже чертей гонять умеет. Он, похоже, отдает себе отчет в том, что его таланты вряд ли будут оценены по достоинству. Ну, действительно, сколько может стоить умение выгонять чертей из моря? Вообще, нужно ли это кому-нибудь? И Балде, похоже, просто унизительно выцыганивать у попа, жалкого хитреца, его полкопейки, и он решает со всей бесшабашностью свободного талантливого человека наказать в лице попа всех этих презренных хитрецов, которые ставят превыше всего  прагматику. По итогам этой истории с точки зрения материального Балда ничего не заработал, но с эмоциональной, духовной  стороны - он победитель. Думаю, что популярность этой странной на первый взгляд сказки  как раз и происходит от осуществления в ней победы художника в извечном споре об истинной ценности таланта.

       "Сказка" написана в Болдино 1830-м году. Тогда же, в том же году, в том же Болдино, Пушкин пишет свое самое известное произведение о противостоянии таланта и прагматики - "Моцарт и Сальери". Столкновение безграничного таланта и старательной посредственности. Сальери математикою музыку проверяет и мучается размышлениями о том, какое же воздаяние он должен получить,  а Моцарт с легкостью и музыку пишет за семерых, и чертей загоняет. Но, если эта история трагична - Сальери убивает Моцарта, Моцарт умирает, то история "Сказки" ровно наоборот - Балда убивает попа. Это как если бы Моцарт ненароком, рассердившись, убил Сальери.

      В заключение приведу отрывок из пушкинского "Путешествия в Арзрум во время похода 1829 года", в котором, как мне кажется, особенно пронзительно раскрыта тревожащая поэта тема оценки искусства и таланта художника.

"...Улицы города тесны и кривы. Дома довольно высоки. Народу множество, — лавки были заперты. Пробыв в городе часа с два, я возвратился в лагерь: сераскир и четверо пашей, взятые в плен, находились уже тут. Один из пашей, сухощавый старичок, ужасный хлопотун, с живостию говорил нашим генералам. Увидев меня во фраке, он спросил, кто я таков. Пущин дал мне титул поэта. Паша сложил руки на грудь и поклонился мне, сказав через переводчика: «Благословен час, когда встречаем поэта. Поэт брат дервишу. Он не имеет ни отечества, ни благ земных; и между тем как мы, бедные, заботимся о славе, о власти, о сокровищах, он стоит наравне с властелинами земли и ему поклоняются».

Восточное приветствие паши всем нам очень полюбилось.

...Выходя из палатки, увидел я молодого человека, полунагого, в бараньей шапке, с дубиною в руке и с мехом за плечами. Он кричал во все горло. Мне сказали, что это был брат мой, дервиш, пришедший приветствовать победителей. Его насилу отогнали..."

 

Леонид Кипарисов

 

Еще читать: "Основные закономерности былинного мира"

Адрес:  kipariss@mail.ru

На главную страницу  to the Head Page